Блог эксперта по эффективному управлению

Лидерство и команда. Почему важно знать, кем вы на самом деле управляете

Управленческое мастерство Выстраивание команды
Когда ко мне обращается клиент, за консультацией по управлению командой или развитием управленческих качеств, независимо от конкретной проблемы, с которой он столкнулся, я первым делом прошу ответить на простой вопрос: «Кем вы управляете?» В ответ я слышу разнообразные варианты: специалисты, продавцы, руководители высшего звена, ТОПы и так далее.

И очень редко получаю ответ «людьми».

Заглянем за должности: люди вместо категорий

Управление — это процесс взаимодействия и влияния. В зависимости от того, с чем или с кем сталкивается человек, и от его понимания этого, он определяет свою стратегию взаимодействия и влияния.

Важно, чтобы руководитель мог ясно видеть людей, которыми он управляет, с кем он взаимодействует, для кого создаёт системы влияния и планы, на кого он злится или с кем сложно найти общий язык.

Когда мы начинаем видеть за общими понятиями «команда», «топ-менеджеры», «продажники», «проектировщики» и так далее живых людей, наше восприятие работы с командой значительно меняется. Наше понимание команды становится глубже, а инструменты взаимодействия и влияния — более эффективными.

Если вы воспринимаете своих подчинённых лишь как должностных лиц или специалистов, которые выполняют определённую работу в соответствии с занимаемой должностью, то можете упустить из виду истинные мотивы их поведения. В результате вы будете решать проблемы, которых на самом деле нет, например, проблемы корпоративной культуры, мотивации или внутренней организации команды.

Важно осознать, что ваши коллеги — это прежде всего люди, а не просто должности. В процессе работы они руководствуются своими личными ценностями, приоритетами и убеждениями.

Некоторые из них могут полностью соответствовать вашим стандартам и ценностям, в то время как другие лишь имитируют их соблюдение. Но в любом случае, их поведение на работе определяется их собственными стратегиями, приоритетами и целями. Они пришли в вашу команду, чтобы достичь своих внутренних или внешних целей, которые, могут не совпадать с вашими.

Поэтому для руководителя крайне важно понимать, кем он управляет на самом деле. Необходимо знать, что это за люди, какие у них ценности и приоритеты, зачем они присоединились к команде и какие результаты можно ожидать от взаимодействия с этой группой.

Мотивация и приоритеты: движущие силы поведения сотрудников

Для любого руководителя важна хорошая команда. Без неё невозможно эффективно и с удовольствием двигаться к поставленным целям. Но как сделать так, чтобы люди, которые работают с тобой, стали хорошей командой, а не просто группой сотрудников в одном отделе или коллективе?
Давайте вспомним, что команда — это прежде всего люди, а уже потом должности, регалии и прочие социальные факторы. Как мы уже выяснили, люди ведут себя по определённым правилам, которые часто разнятся с правилами, установленными на их должностях, или с ожиданиями руководителя.

Чем люди руководствуются, объединяясь в группу?

Люди объединяются в группы или присоединяются к уже существующим, прежде всего преследуя свои личные цели, которые они надеются достичь, находясь в этой группе. На этом этапе нет никакого романтизма от идеи общекомандного духа и совместной работы. Однако эти чувства могут появиться позже, в зависимости от множества факторов и обстоятельств.
Коллектив представляет собой группу людей, которые собрались вместе для достижения общей цели, или для получения благ от пребывания в этой группе, или для того и другого. От того, какое процентное соотношение людей с различными личными целями будет в коллективе, зависит, каким этот коллектив станет — нацеленным на достижение целей, получение благ или что-то иное.
Сформировавшаяся группа, как правило, будет действовать в соответствии со своими ключевыми приоритетами и работать в соответствии со своим внутренним представлением о «прекрасном». Она будет вытеснять из своих рядов тех, кто нарушает этот общий «гемостаз» приоритетного поведения. Это важный механизм, который руководитель должен учитывать в своей работе с командой.
Подробно про гомеостаз команды читайте в статье: Лидер, команда и конфликт. Точка, где рождаются изменения

Складывая пазл команды: от отдельных лиц к сплоченному коллективу

Если мы взглянем на нашу группу изнутри, то увидим, что для одних людей важна стабильность, для других — успех, для третьих — карьера, для четвертых — деньги, а некоторые пришли просто «отдохнуть». Вопрос в том, сколько в вашей команде людей, которые преследуют эти цели, есть ли явный перевес в их числе или же состав команды очень разнородный.
Поняв структуру своей группы и ее ключевые составляющие, вы сможете легче взаимодействовать с ней и оказывать влияние на ее работу. Это поможет вам разобраться в причинах конфликтов, низкой управляемости команды, отсутствии мотивации, усталости руководителя и непонимании, что нужно всем для того, чтобы работа шла гладко.
Если вы действительно хотите понять, что происходит с вашей командой и почему вам может быть сложно с ней работать, начните с того, чтобы присмотреться к тем, кто с вами работает. Попытайтесь понять, чего они действительно хотят и почему выбрали именно вашу команду.

Начните диалог с собой с небольшого чек листа:

  1. Что я сам хочу от своей команды (результатов, поведения, или что-то еще)?
  2. Что она мне дает, что не дает?
  3. Критично ли для меня то, что я не получаю то, что мне нужно от своей команды или дело в чем-то еще?
  4. А зачем члены моей команды присоединились к моей группе? Что они хотят получить в результате присутствия в моей группе?
Это то с чего можно начать разговор с собой и знакомство с людьми, которые присоединились к вашей группе. Для полной диагностики приходите ко мне на консультацию.